В современном понимании синтон-подход рассматривается как практическая модель развития человека, созданная Николаем Козловым. Он относится к сфере развивающей, профилактической и образовательной психологии.
Дистанция — это методически продуманная система, в которой ведущий помогает участникам как осознать неэффективные, тормозящие развитие личности привычки, так и заменить их на новые за счет продуманных и практически выверенных техник и упражнений.
В процессе и по окончанию курса участники достигают новых результатов за счет того, что выходят за рамки привычного поведения и создают эффективные привычки.
В центре — идея, что человек может быть автором собственной жизни, способен воспитывать себя и строить внятные, полезные отношения с миром.
В методологии синтон-подход опирается на несколько психологических направлений: когнитивную психологию, необихевиоризм, гуманистические концепции развития личности, деятельностный подход, а также современные исследования саморегуляции и навыкового обучения.
Он сочетает работу с мышлением, эмоциональными состояниями и реальным поведением, делая упор на развитие навыков и формирование привычек.
На его основе работает Университет практической психологии, действуют программы подготовки специалистов, а также накоплен массив практических и научных материалов, включая публикации и исследования результатов.
На протяжении более 30 лет подход развивался в формате тренингов, обучающих программ и консультирования.
🟠 личностного роста 🟠 построения отношений 🟠 семейного воспитания 🟠 развития управленческих навыков 🟠 повышения личной эффективности 🟠 эмоциональной саморегуляции 🟠 в образовательных программах для подростков и взрослых
Синтон-подход вырос из тренинговой работы клуба «Синтон», созданного в конце 1980-х годов. Первые программы были практическими занятиями по общению, личностному развитию и конструктивному поведению.
Образовательные программы
С 2000-х годов развитие подхода продолжается в рамках Университета практической психологии. Созданы многолетние программы подготовки специалистов: консультантов, тренеров и руководителей, работающих с людьми.
Формирование как направления
Термин «синтон-подход» оформился в 1990-е годы, когда методики клуба начали объединяться в системную модель работы с мышлением, эмоциями и поведением. На этом этапе были сформированы ключевые принципы, модели и методологические основания.
Современный этап
Сегодня синтон-подход применяется в офлайн-и онлайн-форматах, в программах для взрослых, подростков, семей и бизнеса. География охватывает десятки городов, а методика используется в образовательных, управленческих и консультативных проектах.
Философия и принципы синтон-подхода
01
Основная идея — человек может занимать позицию Автора: видеть выбор, действовать, влиять на происходящее, а не объяснять свою жизнь внешними обстоятельствами.
02
Позиция Автора
Ответственность рассматривается не как вина, а как способность созидать: выбирать полезные действия, создавать результат и вносить вклад в отношения и общее дело.
Ответственность и созидание
03
Синтон-подход исходит из принципа воспитываемости. Человек способен развивать в себе волю, нравственные основы и устойчивые добрые привычки — через осознанность, разбор поведения и регулярные упражнения.
04
Доброе начало и воспитание
Важнее всего не переживания, а действия. Не то, что человек чувствует, а то, что он делает, чему учится и какие результаты создаёт. Поэтому внимание направлено на навыки, выбор и практику.
Приоритет действия и результата
Теоретические основы синтон-подхода
Связь с основными психологическими школами
Место в современной практической психологии
В синтон-подходе можно увидеть: 🟠 когнитивное направление — работа с убеждениями, установками, мысленными схемами 🟠 необихевиоризм — акцент на навыках, действиях и формировании привычек 🟠 гуманистическую психологию — уважение к личности, её возможностям и достоинству 🟠 деятельностный подход — понимание развития как освоения способов действия
Синтон-подход относится к практической, обучающей и развивающей психологии. Он не подменяет собой терапию, а работает с навыками, поведением, мышлением и волевыми задачами, опираясь на идею обучаемости и самовоспитания.
Ключевые понятия и модели
01
Автор — человек, который выбирает действия. Жертва — тот, кто объясняет состояние обстоятельствами. Модель помогает различать стратегии поведения и находить точки роста
02
Позиция Автора и Позиция Жертвы
Описание устойчивых моделей поведения человека в отношениях с людьми, делами и собой. Используются для анализа привычных стратегий и выбора более продуктивных.
Этикотипы личности
03
Способ видеть ситуацию с разных точек зрения: из себя, из позиции другого, наблюдателя, системы и ценностей. Это расширяет мышление и снижает эмоциональную реактивность.
04
Пять позиций восприятия
Способность видеть ситуацию без иллюзий, принимать факты и опираться на них в поведении.
05
Основа изменений — тренировка навыков: через упражнения, ролевые пробы, повторение и закрепление поведения.
06
Навыковая модель развития
Дополнительные модели
Можно выделить также модели «Доброе начало» и «Линия жизни», работающие с ценностями, смыслом и стратегией развития.
Психологическая трезвость
ЗА СЧЕТ ЧЕГО ПРОИСХОДИТ ТРАНФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ:
В основе курса лежит система пошагового развития личности по методу проф. Н. И. Козлова «Дистанция»
Часто, мы не осознаем как свои реакции, так и действия
В итоге привычки приводят отсутствию новых результатов
Из-за этого вновь и вновь человек получает те же результаты, что и раньше
Считается, что в жизни каждого человека есть эффективные и неэффективные модели поведения (привычки), которые реализуются по единому сценарию:
УСЛОВИЯ - РЕАКЦИЯ - ДЕЙСТВИЕ - РЕЗУЛЬТАТ
Дистанция — это методически продуманная система, в которой ведущий помогает участникам как осознать неэффективные, тормозящие развитие личности привычки, так и заменить их на новые за счет продуманных и практически выверенных техник и упражнений.
В процессе и по окончанию курса участники достигают новых результатов за счет того, что выходят за рамки привычного поведения и создают эффективные привычки.
Методы и техники синтон-подхода
Анализ мыслительных шаблонов, выявление ограничивающих установок, формирование более конструктивных способов думать и интерпретировать ситуации.
Работа с убеждениями и мышлением
Развитие эмоциональной саморегуляции, умение переводить эмоциональные импульсы в осознанные решения и полезные действия.
Работа с эмоциями
Тренировка ясной речи, умение слушать, корректно выражать просьбы, задавать вопросы, договариваться и поддерживать отношения.
Развитие навыков общения
Формирование устойчивых полезных привычек, повышение организованности и способность доводить дела до результата.
Воля, самодисциплина и привычки
Прояснение личных целей, выбор стратегий развития, построение долгосрочных планов.
Работа с ценностями и целями
Программы и форматы на основе синтон-подхода
Синтон-программа
Базовая серия тренингов по развитию общения, уверенности, ответственности и конструктивного поведения.
Подростковые программы
Программы по развитию общения, ответственности, навыков саморегуляции и полезных привычек для подростков.
Программы для бизнеса и руководителей
Развитие управленческих навыков, командного взаимодействия и личной эффективности.
Дистанция
Практическая программа самовоспитания: развитие полезных привычек, работа над дисциплиной, целями и характером.
Обучение специалистов
Подготовка консультантов и тренеров, работающих в синтон-подходе.
Кому и для чего нужен синтон-подход
Синтон-подход ориентирован на широкий круг людей, которым важно развивать себя и улучшать взаимодействие с окружающими.
ПОДХОДИТ ДЛЯ:
🟠 Подростков, которые учатся ответственности, воле и навыкам общения 🟠 Взрослых, стремящихся выстроить ясные жизненные цели и укрепить самодисциплину 🟠 Родителей и семей, которым важно воспитание, эмоциональная культура и добрые отношения 🟠Руководителей и специалистов, развивающих управленческое мышление, навыки влияния и командной работы 🟠 Консультантов и тренеров, работающих в сфере практической психологии
СИНТОН-ПОДХОД ПРИМЕНЯЮТ ТАМ, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНЫ:
🟠 Развитие ответственности и авторской позиции 🟠 Работа с мышлением, убеждениями, эмоциями 🟠 Умение ясно говорить, слушать и выстраивать конструктивное общение 🟠 Формирование целей и способность доводить дела до результата 🟠 Развитие волевой устойчивости, самодисциплины и полезных привычек 🟠 Укрепление личной эффективности в деловой и семейной сфере
ЭТОТ КУРС ДЛЯ ВАС, ЕСЛИ ВЫ
ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ, КОУЧ, КОНСУЛЬТАНТ и хотите с легкостью начинать, вести и завершать консультации с клиентами
ТОЛЬКО НАЧИНАЕТЕ СВОЙ ПУТЬ В ПСИХОЛОГИИ и ищете простые и интересные методы консультирования
ИЩИТЕ НОВЫЙ МЕТОД РАБОТЫ СО СВОИМИ ЛИЧНЫМИ ЗАПРОСАМИ, так как с другими подходами вы не продвинулись туда, куда хотите
ХОТИТЕ СОЗДАТЬ СВОЙ АВТОРСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ, в том числе, используя игровые практики
ВЛАДЕЕТЕ РАЗНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ и ищете легкий метод, чтобы начать практику
Вы внедрите игровые инструменты на ЗАНЯТИЯХ VIP-ГРУППЫ (с 3-го месяца обучения по воскресеньям 13.00-15.00 МСК)
Доступ к материалам курса вы получите на 6 МЕСЯЦЕВ
КАК СТРОИТСЯ ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ НА КУРСЕ
Курс длится2 МЕСЯЦА. Для участников VIP-пакета - 3 месяца
У вас будет 4 ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКАв записи
Вы пройдете 8 ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по 2 ч. 15 мин. (по понедельникам 19.00-21.15 МСК)
Отточите навыки на 7-МИ СУПЕРВИЗИЯХ, длительностью по 60 минут (по воскресеньям 13.00-14.00 МСК)
ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ “Перевернутый класс”: теорию смотрите сами, а на занятиях только практика
САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ уже готовую дополнительную литературу
Расписание программы
Практические занятия
Понедельник 19.00 - 21.15 МСК
Супервизии
Воскресенье 13.00 - 14.00 МСК
Встречи VIP-группы
Начнутся с 3-го месяца (после окончания основной программы), будут проходить по согласованию с группой (предварительно по воскресеньям 13.00 - 15.00 МСК)